Владимир Бухинник: «Разумное потребление – икона современной моды!»

Все чаще в мире Fashion звучит голос разума о том, что современная мода в ее нынешнем виде провоцирует перепроизводство одежды, стимулирует «общество потребления», заставляя модников каждый сезон, практически, полностью обновлять гардероб. Сложные термины – апсайклинг, ресайклинг, даунсайклинг, кастомайзинг, применяемые сегодня к одежде, сводятся к очень простому рекламному лозунгу начала 90-х – «не надо мусорить!». 

По данным американских исследователей с 1960 года количество текстильного мусора выросло на 800% и растет с каждым годом. Огромное количество вещей, производимых для массмаркета, потихоньку заполоняют планету, и – хочешь, не хочешь – нужно придумывать способы не только утилизации, но и вторичного использования – ведь зачастую на свалку попадают вещи новые, с ярлыками и в промышленной упаковке и в промышленных же масштабах!  Да, конечно, на земле есть места, где у людей нет запасной футболки или брюк, и перепроизводство – это удел, в основном, развитых стран. Но, как показывает наука логистика, транспортировка одежды из одной части планеты в другую обходится неоправданно дорого, в том числе и для природы (топливо, энергоресурсы, загрязнение, износ транспорта), проще производить ее на месте. 

В какой-то момент дизайнеры всего мира, почти одновременно, стали задумываться  о том, как сделать моду этичной. В это понятие входит: отказ от использования натурального меха и натуральной кожи, особенно диких и экзотических животных, использование детского труда в странах третьего мира, использования технологий окраски тканей с гигантским расходом пресной воды (это в первую очередь касается производства джинсовой одежды), и, конечно, всевозможные способы вторичного использования готовой одежды или переработка ее в новые материалы – так возникли  органический хлопок, который производят из переработанных изделий, экокожа, на производство которой идет перемолотое кожаное сырье и отходы кожаного производства, использование биоразлагаемого пластика и, собственно, ресайклинг – производство новой одежды из «старой». 

Правда, в нашей стране, это не совсем «новое» веяние, скорее  – хорошо забытое старое. Многие российские дизайнеры могут рассказать о начале своей карьеры с одного и того же – «я взяла мамино платье……» или «я  разрезал старые джинсы…..». Мой личный швейный и дизайнерский опыт начался точно также – я разрезал дедушкин выгоревший от времени вельветовый пиджак. Слова «ресайклинг» никто не знал, но он был в нашей стране и  до появления массмаркета, видимо у нас это в крови, ведь русский национальный костюм создавался очень экономно, некоторые детали собирали из мелких лоскутов. А неиспользованные кусочки ткани шли для создания лоскутного одеяла, непременного предмета быта любой крестьянской избы. Что касается заграничного опыта – то можно вспомнить хиппи с их заплатками и многопринтовыми изделиями, и американских и английских домохозяек, которые использовали для создания печворка все, что было в доме, до последней ниточки. 

Сейчас же ресайклинг достиг и большого подиума – чего стоит опыт творческого дуэта Виктор и Рольф, которые сделали коллекцию от кутюр осень 2016 года из переработанных своих же вещей прошлых лет, и повторившие этот опыт в коллекции от кутюр весна 2020. Джон Гальяно всегда любил эксперименты и  блошиные рынки. В 2020 году на Парижской неделе высокой моды он создал для бренда Maison Margiela кутюрные наряды из того, что его команда принесла из благотворительных магазинов. Или  бренд дизайнеров Marithe+Francois Girbaud, которые вот уже лет двадцать  внедряют высокотехнологичные лазеры для обработки денима без использования отбеливателей, а также пускает все остатки производства на изготовление небольших партий эксклюзивных изделий. 

Priya Ahluwalia стала победительницей H&M Design Awards 2019 со своей концептуальной  коллекций. Уроженка Лондона, она стремительно ворвалась в мир моды с потрясшими Fashion-сообщество фотографиями индийского города Panipat, известного, как «заброшенный  город», где люди вынуждены жить среди гор (в прямом смысле) тлеющих на улицах тканей и одежды. Она поняла, что ее путь дизайнера может быть только экологическим. Stella McCartney – ярый борец за сохранение природных ресурсов – в коллаборации с фирмой Adidas создала модель кроссовок из морского пластика, которые пользуются большим спросом у покупателей. 

Интересна и концепция бренда  Zero Waste Daniel. «Ноль отходов» – это основной принцип дизайнера Дэниела Сильверштейна. Он создает свои коллекции из остатков тканей, которые образуются у других дизайнеров,  и «выпадов» - отходов тканей при крое на швейных производствах. Взяв за основу технику лоскутного шитья, он собирает в единое полотно современные, в том числе и эластичные ткани. Ассортимент бренда составляют гендерно-нейтральная сasual одежда – толстовки, футболки, олимпийки и леггинсы, а также отдельно он предлагает готовые патчи-аппликации, которыми можно самостоятельно украсить свои вещи.

  

При создании своих коллекций последних лет я стараюсь проявлять разумность. Во-первых, я использую «нейтральные» вещи по нескольку раз в разном качестве, например, если мне в образе нужны акцентные  черные брюки – я их создаю, если нейтральные – могу использовать из коллекции прошлого сезона, несколько их модернизировав. Для последней коллекции «Дягилев. Сезон № 24» я специально искал не ткани, а предметы одежды. Купил на распродаже 10 одинаковых мужских большеразмерных пиджаков и превратил их в остромодные вещи! Не думайте, что ресайклинг – это легко, просто и дёшево. Все, что приобретается на блошиных рынках, магазинах секонд хенд и массмаркета, требуется распороть постирать, перекроить, подобрать ткани-компаньоны, зачастую, приходится использовать ручной труд там, где  нет возможности применять другие швейные технологии. Но результат того стоит – в твоих руках безликая вещь из магазина или вещь качественная, но давно утратившая актуальность, превращается в модный лук, вызывающий восхищение и блистающий на подиуме. Это, вспоминая великую Анну Ахматову, буквально, «когда б вы знали из какого сора…» 

Хочется верить, что тенденция разумного потребления превратится в устойчивый тренд. Тогда производство дорогих качественных вещей вернет к жизни умирающее портновское искусство и поднимет на другой уровень ценность идеи дизайнера. Такие вещи носятся не один сезон, а десятилетия, не утрачивая своего очарования и притягательности. Мода не перестанет быть искусством и не превратится в фабрику по производству «одежного» комбикорма, а ресайклинг останется, как способ самовыражения и интересный дизайнерский ход, но не как вынужденная неизбежность. Интересно то, что переделывая одну одежду в другую, очень не просто получить две совершенно одинаковые вещи, не говоря уже о большой промышленной партии вещей. В результате, модный «ресайклинг» возвращает нас к идее неповторимости и уникальности вещей, которые вы носите, а, значит, к индивидуальности. Для чего мода и была предназначена изначально. 

--

Организация Профессионалов Моды
...строчка за строчкой


Текст: Владимир Бухинник (приглашенный редактор февраля – подробнее)