Владимир Бухинник: «Мода России: истоки современной моды и продолжатели»

На протяжении XX века случилось несколько всплесков интереса к России и русской моде. Пожалуй, самая яркая вспышка к русскому костюму произошла в начале прошлого века, благодаря талантливому антрепренеру «Русских сезонов» Сергею Павловичу Дягилеву. Он обладал удивительным даром и силой характера объединять  вокруг себя исключительно талантливых людей. Первые Дягилевские сезоны представляли из себя выставку русских художников, музыкальные и оперные вечера. Оценив вкусы французской публики, Дягилев решил привезти балет. Летом 2 июня 1909 года в парижском театре Шатле на суд публики было представлено два одноактных балета: «Сильфиды» и «Клеопатра». Премьера обернулась триумфом! Критики восторженно писали о мастерстве русских танцовщиков, особо отмечая Вацлава Нижинского, Анну Павлову и Тамару Карсавину, о костюмах и декорациях работы Рериха, Бакста и Бенуа, о музыке Римского-Корсакова, Мусорсгского, Глинки и Бородина.

В следующем году в Париж привезли балеты «Шахерезада» и «Жар-Птица» в оформлении Льва Бакста. Эти премьеры стали художественной революцией в парижском обществе! Город охватила мода на всё восточное и русское. Художественный критик Андрей Левинсон писал: «Париж подлинно пьян Бакстом!» Искрометный талант и блистательный вкус Леона, сделали Россию в начале ХХ века источником моды! Этот факт остаётся и поныне во всех мировых изданиях о дизайне костюма.

Тренд на «русское»

Отголоски русских сезонов еще долго будут звучать в мировой моде. Так в апреле 1923 года состоялась свадьба Короля Георга VI и Елизаветы Боуз-Лайон, родителей ныне правящей королевы Елизаветы II.  Невеста блистала в платье с мотивами русского фольклорного костюма.

Мода на «русское» выражалась не только в костюме. Появилась мода на русские имена: так,  танцевавшие в балетной труппе Дягилева английские артисты, брали себе русские псевдонимы. Например, Патрик Хили-Кей стал называться Антоном Долиным, Эллис Маркс стала Алисией Марковой. 

28 июля 1976 года в Императорском зале отеля «Интерконтиненталь» гений моды Ив-Сен Лоран представил на подиуме коллекцию под названием «Опера-балет России». Он говорил о ней: «Это не самая лучшая из моих коллекций, но точно самая красивая». Да, и «MET Gala» 1976 года посвящён русскому костюму и русской коллекции Ив Сен Лорана, а «MET Gala» 1978 года посвящён Дягилеву и его Русским балетным сезонам.  

Модная дружба длиною в жизнь 

Советский скульптор-монументалист Вера Игнатьевна Мухина известна многим композицией «Рабочий и колхозница», которая венчала павильон СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже, а сегодня является символом «Мосфильма». Но мало кто знает, что она была и не менее талантливым модельером. Началось всё с театра: в 1915-16 годах она создала ряд эскизов декораций и костюмов для нескольких спектаклей Камерного театра. Позднее три художницы - Александра Экстер, Вера Попова и Вера Мухина объединились и создали артель, которая производила различные дамские аксессуары и головные уборы. Именно тогда Мухина подружилась с Надеждой Петровной Ламановой, легендарным кутюрье ещё дореволюционной эпохи, которая создавала наряды для членов Царской семьи -  императрицы Александры Федоровны и ее сестры Елизаветы Федоровны, а также для множества аристократок и представительниц петербургской богемы. А теперь, после революции, Ламанова пыталась влиться в новый мир, и ей это удалось, ведь она была невероятным новатором! Надежда Петровна восхитилась шляпами артели и стала давать им заказы, чтобы поддержать молодых модельеров. Благодаря этому в 1923 открылось «Ателье мод» при тресте «Москвошвей».

В 1925 году состоялась первая коллаборация Ламановой и Мухиной - вышел альбом «Искусство в быту». Он был предназначен не для профессиональных портних, а для обычных женщин. Надежда Петровна создавала модели и выступала как теоретик, а Вера Игнатьевна - как практик, зарисовывала предметы одежды и дополняла их всевозможными деталями и декором. Это действительно было искусство!

Следующее сотрудничество этих двух творческих женщин состоялось в 1925 году – они приняли участие во Всемирной выставке в Париже. Их коллекция простых платьев была выполнена из дешевых грубых материалов: холста, бязи, сукна и бумазеи, шляпы из рогожи, пояса, декорированные крашеным горохом, а пуговицы, выточенные из дерева. Платья были украшены оригинальными орнаментами, придуманными Верой Мухиной. Эта работа покорила сердца авторитетного жюри, которое присудило Гран-при за «национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Особо приятно понимать, что всё это происходило на фоне роскоши и блеска нарядов из мира Высокой моды. Своим успехом они были, во многом, обязаны  шлейфу популярности «дягилевских сезонов», а великая дружба Надежды Ламановой и Веры Мухиной продлится всю их жизнь.

Мода без границ

Но, пожалуй, самый «легкий» всплеск интереса к русской моде состоялся во времена «Перестройки» на закате ХХ века. События, которые тогда происходили в Советском Союзе, потрясли весь мир и, конечно же, мода, как живое явление, не могла не отреагировать на это. В моду входит всевозможная советская символика, ношение которой было невозможно во времена СССР, ее имели право носить военные, милиционеры и спортсмены. Простому смертному за такую вольность полагалось уголовное наказание. Мода выходит из под контроля республиканских и общесоюзного Домов моделей одежды, и официальных «модельеров» сменяют независимые «дизайнеры», которые смело подписывают коллекции и авторские вещи своими именами. 

На мой взгляд, самым ярким художником тех лет является Катя Филиппова. Ее яркие коллекции были известны во всем мире. Катя начинала с модных коллекций, которые построены на символике СССР, в дальнейшем использует в своих работах не только советскую символику, а более поздние работы - это костюмы, напоминающие византийские и древнерусские наряды, но выглядело это очень современно и всегда было приправлено остроумной концепцией. Насколько мне известно, сейчас Катю не интересует мода, она посвятила себя живописи.

Но была и обратная связь - западная мода также реагировала на события в нашей стране. Новатором выступил парижский модельер Жан-Поль Готье,  создав коллекцию, которая была украшена лозунгами и словами на кириллице, в те годы это было очень смело!

На короткий миг истории мода стала тем средством выражения свободной творческой  мысли, которым в разные времена бывали «высокие» виды искусства: музыка, театр, кино, живопись, литература. 

Сегодня российская мода пытается, иногда успешно, иногда не очень, интегрироваться в мировую Fashion индустрию. Останется ли она самобытной, пойдет ли по своему пути, или мировая глобализация поглотит огромный российский рынок, и мы станем «как все», покажет только время. Сейчас мы еще только в начале пути. Российская мода ищет своего ценителя, учится быть конкурентной и, надеюсь, это принесет свои плоды в ближайшем будущем. 

--

Организация Профессионалов Моды
...строчка за строчкой

Текст: Владимир Бухинник (приглашенный редактор февраля – подробнее)